Сергей родился осенью 1924 года в деревне Проскурино, вблизи уездного города Крапивна Тульской области. Дата первого письменного упоминания города Крапивны -1389 г., почти ровесница Куликовской битвы (8 сентября 1380г.), стало быть, город и соседние деревни существовали ещё ранее.
Отец Сергея – Николай Фёдорович - родился в 1886 году, уроженец деревни Проскурино. С 1906 года работал охранником на железной дороге, охранял составы в пути следования.
Мама Сергей – Анастасия Ермолаевна – родилась в 1892 году, уроженка той же деревни, домохозяйка, крестьянка.
На 1862 год владельческое сельцо Проскурино имело 30 дворов, в которых проживало 169 мужчин и 173 женщин.
В самом уездном городе Крапивна в то время было 347 домов и проживало 3000 человек.
https://nashipredki.com/files/book/spis … b_1862.pdf
К сожалению, на 2023г. в деревне Проскурино проживает половина, а селе Крапивна треть от 1862 года. Причины увядания малых поселений, надеюсь, Вам известны на собственном опыте.
Предыдущее поколение жителей деревни застало крепостное право, барщину, оброк и все беды, с ними связанные. Усадьба помещика и Преображенская церковь (кирпичная с 1764г) при ней располагались на взгорке недалеко от дома родителей Сергея. Если напрямки через глубокий овраг и заросли орешника, то в метрах 600…800. При этой церкви была четырёхлетняя приходская школа, но только для детей близь лежащего села Жердево и деревени Тризново. Дети из деревни Проскурино ходили учиться в церковно-приходскую школу в Крапивну.
Крепостное право в 1861 году отменили, но при этом крестьянам было предложено выкупать пахотную землю у помещиков за свои деньги. А где бедному крестьянину взять деньги?! Т.е. крепостное право сменилось иным закрепощением людей и легче крестьянину от этого не стало.
Французский писатель Анри Труайя так описывал эпизод из жизни Льва Николаевича Толстого, имение которого в Ясной поляне входило в состав Крапивинского уезда: «Толстой был еще в Брюсселе, когда тульский губернатор, генерал-лейтенант Дараган, назначил его мировым посредником четвертого участка Крапивенского уезда для решения споров между крестьянами и помещиками. Решение это вызвало негодование большинства представителей дворянства, которые считали писателя опасным либералом, склонным решать все вопросы не в пользу помещиков. Предводитель уездного дворянства В. П. Минин, выражая недовольство многих этим назначением, вынужден был написать министру внутренних дел Валуеву, чтобы тот отменил его. Но Дараган настаивал на своем выборе, говоря, что Толстой — человек образованный, преданный делу, пользующийся известностью. И несмотря на значительную оппозицию, новый мировой посредник приступил к выполнению своих обязанностей.
Требовалось немало мужества и настойчивости, чтобы работать в атмосфере почти полного неприятия. Каждое дело он старался разрешить по совести: справедливость требовала внимательного отношения не только к крестьянам, но и к их владельцам, тем более что положение последних в свете решений, сопровождавших указ об отмене крепостного права, порой было очень непростым. Помещики, не хотевшие лишиться своих привилегий, пытались отдать мужикам земли похуже или брали с них незаконные проценты. Мужики, в свою очередь, уверенные в своем праве, нередко возмущались решениями мирового судьи, который недостаточно решительно вставал на их защиту. Так, стремясь быть ровным со всеми, Толстой вызывал недовольство обеих сторон…
Тем временем помещики решили во что бы то ни стало избавиться от того, кто, как им казалось, служил мировым посредником в ущерб их интересам. Не проходило и дня, чтобы на имя предводителя дворянства, губернатора, в губернское присутствие или министерство внутренних дел не поступали письма с жалобами. «Посредничество дало мало матерьялов, а поссорило меня со всеми помещиками окончательно и расстроило здоровье, кажется, тоже окончательно», — записывает Толстой в дневнике 25 июня 1861 года. А несколько месяцев спустя делится с Боткиным: «Я попал в мировые посредники совершенно неожиданно и, несмотря на то, что вел дело самым хладнокровным и совестливым образом, заслужил страшное негодование дворян. Меня и бить хотят, и под суд подвести, но ни то, ни другое не удается. Я жду только того, чтобы они поугомонились, и тогда сам выйду в отставку».
Всякая бюрократическая волокита вызывала у него страшное неудовольствие, но каждое новое дело вызывало к жизни ворох бумаг — рапорты, записки, ведомости, отчеты… В феврале 1862 года, прослужив десять месяцев, он обращается в губернское присутствие с просьбой разобраться с жалобами, поступившими на него. Тридцатого апреля, под предлогом болезни, подает прошение об отставке. Двадцать шестого мая правительствующий сенат принял ее. Помещики вздохнули с облегчением.»
Бывало и так, как описано в рассказе «Книжка чеков» Г.И. Успенского https://poesias.ru/proza/uspenskiy-gleb … 1022.shtml
Увы, крестьянам сподручней стало совсем не заниматься пахотным земледелием, а искать средства для существования себя и своих семей в иных местах: на фабриках и заводах, железной дороге, частным извозом в больших городах и пр., т.е. уйти на отхожий промысел.
К сожалению, и революции 1917 года землю крестьянам не дали, хотя лицемерный лозунг «землю - крестьянам» постоянно выкрикивался на митингах, т.к. большинство страны было крестьянским и хотело это слышать. Увы, и сегодня люди в отдалённых поселениях вынуждены искать заработок всё тем же отхожим промыслом на стороне, а не рядом со своим домом.
Общий образ жизни в деревнях России в начале ХХ века был примерно схожий https://gzhatsk.ru/gallery/fotos/rylkov … -1903-goda
Последний помещик в свой дом рядом с деревней Проскурино наезжал редко и чаще руководил имением через управляющего: злого, надменного, зажиточного мужика и его многочисленных родственников. В охране у помещика были выходцы с Кавказа, плохо знавшие русский язык. Но от них и не требовалось знать язык, а даже наоборот, чтобы никто с ними не смог сторговался на какой-нибудь убыток против хозяина. Эта охрана и управляющий много попили кровушки у местного населения аж до самой октябрьской революции 1917 года. У крестьян столько накопилось обид и злобы, что при революции усадьбу разграбили и спалили, помещик и его свита бежали. Преображенская церковь тоже пострадала с горяча, т.к. попы, как в прочем и теперь, постоянно насаждали в головы людей, что мол власть буржуев, купцов-спекулянтов,… от Бога и с этим надо безропотно смириться. При этом превратили Божий промысел в коммерцию, с которой боролся в своё время Христос («И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Евангелие от Матфея). см. Евангелие). Агрессивные безбожники колокол скинули, стали разбирать стены колокольни на кирпичи для своих построек. Церковные книги и небольшие иконки радивые старушки успели припрятать и разнесли по своим домам. Однако, старики обиделись на безбожников и говорили, мол Бог всё одно таких покарает. Так оно и случилось несколько позднее.
Лет через десять, на месте бывшей помещичьей усадьбы организовали колхозную ферму для содержания коров с большой территорией под навоз. Во время дождей навоз набухал, медленно и верно стекал под откос, как лавина от действующего вулкана.
Кирпичное здание Преображенской церкви радикалы разрушили, но церковь, Божий храм, внутри душ людей разрушить не удалось. Уцелел до наших дней и красивый крест на куполе.
Местные верующие теперь стали ходить молиться в единственно уцелевший от гонений Никольский собор, в Крапивну https://www.schekinohram.ru/index.php/n … pivna-xram . Там же крестили детей и отпевали усопших. Шпиль колокольни высокий и прохожим было даже страшно прохожим смотреть с площади, когда при ремонте маляр красил его. Работник привязывал себя и ведро с краской верёвками, другой конец которых крепился к штилю в районе маковки. В ХХ1 веке на колокольне установили часы.
За время совместной жизни у Николая и Анастасии родилось пятеро детей: Николай (1913г.), Вера (1915г.), Сергей (1924г.), Василий (1928 г.) и Иван (1931г.), т.е. Сергей был средним сыном в семье родителей.
Тульская губерния, образованная ещё указом императрицы Екатерины II, просуществовала до 14 января 1929 г., после чего её объединили с Центрально-промышленной областью, переименованную 3.06.1929г. в Московскую область. И только 26.09.1937г. было принято Постановление о разделении Московской области на Тульскую, Рязанскую и Московскую области.
Семейство жило в кирпичном доме, построенном в начале ХХ века. В деревне и округе сложилась традиция строить сдвоенные кирпичные дома на двух хозяев, как правило близких родственников. Так выходило дешевле при строительстве и теплее при эксплуатации. Да и в случаи крайней необходимости, можно постучать в общую тонкую, в один кирпич, стену, чтобы пригласить к себе. Наружные стены дома были в два кирпича, чтобы обеспечить прочность дома и теплоизоляцию строения зимой.
Почва вокруг суглинок и в ней опоры и стены деревянного дома – сруба- быстро сгнивали, поэтому старались по возможности перейти на более долговечный материал – кирпич, т.е. искусственный камень, приготавливаемый из глины. И на то было утверждено особое Правило.
Отсюда, кстати, и название профессии – каменщик, а не кирпичник.
Специализированного кирпичного завода по близости не было, но как говорится, не Боги горшки обжигают. Организовывалась артель умельцев, которые на телегах привозили в деревню глину, найденную по близости от места строительства дома. Умельцы определяли характеристики глины исходя из своего опыта, который за пределы артели, как правило, не выходил. Для придания глине однородности и эластичности её мяли, как мы в детстве перед работой с пластилином, но только в промышленных масштабах и порой с использованием домашних животных. Строили деревянный помост со столбом по центру. На помост накладывали слой глины, смачивали её, добавляли при необходимости речной песок. Привязывали быка или корову верёвкой к столбу через кольцо и гоняли животину по кругу, дабы она своими копытами топтала глину до нужной консистенции. А далее, как изготовление детских куличиков в песочнице. Плотно набивали глиной деревянную форму – ящик без дна, излишки сверху срезали планкой. Для изготовления рядовых кирпичей форма была прямоугольная, а для изготовления полукруглых перекрытий над окнами или входом в дом применяли иную, более конусную форму. После набивки глины форму аккуратно снимали, а сырой кирпич бочком укладывали на ровное место на песок. За сутки при хорошем раскладе могли слепить до 1000 кирпичей. Главное, чтобы сильный дождь не размыл плоды трудов мастеров, пока кирпичи несколько дней обсыхают на открытом воздухе. Как только сырые кирпичи обсохнут и будут более твёрдыми из них складывали на улице большую печь специальной формы, чтобы жар от горения дров внутри печи добирался до каждого ряда кирпичей. Причем количество топок в печи могло доходить до 10…12 штук. Чтобы тепло из печи не уходило через щели, печь снаружи обмазывали глиной и обкладывали дёрном. Мастерами была отработана особая технология обжига кирпичей. Сперва небольшой жар и досушивание сырого кирпича в течение пары суток, при этом дым из печи выходил белый, т.е. с большим содержанием паров воды. Затем жар в печи постепенно увеличивали и в таком состоянии выдерживали неделю, после чего места укладки дров закладывали кирпичом и печь постепенно остывала. Такая простейшая, но эффективная технология изготовления обожжённых кирпичей была применена не только в России, но и в иных государствах, в том числе и по нынешние времена.
https://yandex.ru/video/preview/9452383408357909491
https://yandex.ru/video/preview/16163824999106349525
Кстати, две-три тысячи лет назад некоторые народы мира пользовались для строительства необожжённым кирпичом, высушенным на солнце. Это было в своё время прорывное решение по сравнению с обработкой твёрдых каменным блоков. Постройки же из дерева часто гибли от пожаров.
Т.к. разный ряд кирпичей испытал воздействие разной температуры, то и характеристики каждого ряда кирпичей отличались друг от друга. Кирпич, что был ближе к огню- самый крепкий и мало впитывает влагу (как глиняный горшок), по цвету тёмный, порой почти чёрный. Такой кирпич годился для строительства фундамента и нижних рядов кладки дома. Кирпич, что был дальше всех от огня – плохо обожжённый, бледного цвета, годился для кладки печи. Промежуточные ряды кирпичей годились для кладки стен.
Для тех, кто умел читать, даже была выпущено в 1906 году специальное пособие «Как самому строить небольшие дома и сельскохозяйственные и деревянные постройки» https://dwg.ru/lib/2896 . Однако, с грамотностью крестьян было намного сложнее, чем с навыком изготавливать кирпичи и строить кирпичные дома.
Мама Сергея пыталась ходить в церковную приходскую школу в город Крапивну, что на расстоянии примерно один километр от дома. Однако тёплой одежды и обуви на всех детей в её семье не хватало. Дети ходили учиться по очереди, но вскоре и так перестали ходить. Далеко, дорога плохая, зимой снега выше детского колена наметает, так что передвигаться тяжело и к назначенному времени не успевали. Бытовые трудности победили тягу детей к знаниям. У папы Сергея тоже такая же история, тем более, что он жил на другом, дальнем от Крапивны и школы, краю деревни, т.е. дорога была еще длиннее, порядка двух километров. Доучиваться грамоте пришлось от старших братьев и сестёр, которые нахватались чуть больше знаний, чем иные дети в семьях. Как результат, читать и считать мал-помалу научились и на этом академическое образование закончилось. Теперь можно работать в поле, на огороде и дома или продолжить образование как Ваня Жуков (А.П. Чехов) https://ilibrary.ru/text/983/p.1/index.html
Каждая половина дома состояла всего из одной комнаты с размерами примерно 6 на 6 метров и сеней длиной метров шесть и шириной порядка двух метров. Полы в доме и сенях земляные, вровень с землёй на улице. Кто побогаче, стелил деревянный пол. Однако, под деревянным полом тут же обосновывались семейства мышей, которых трудно оттуда выкурить. Двухскатная крыша дома была покрыта рубероидом или шифером или кровельным железом.
Высота от пола до потолка в комнате немногим выше двух метров, т.к. кирпич дорого обходился. Дверной проём входа в комнату был полукруглым и низким и когда проходит взрослый человек, ему приходится пригибаться. Если зазевался, то шишку на лоб обеспечил. Снаружи эту дверь утепляли ватным одеялом, облицованным брезентом или иной плотной тканью. Небольшие оконные проёмы тоже были полукруглыми в виде арок из фасонного на конус кирпича, что создавало надёжность и исключало применение иных каких-либо перекрытий над проёмами стен. Количество окон обычно два или три и располагали их с южной стороны на улицу. Наличников на окна снаружи и внутри дома не делали, т.к. считали, что и так достаточно и красиво.
Как войдёшь в комнату, то вдоль фасадной стены располагался прямоугольный обеденный стол, а над столом в углу под потолком стояли на полочке лики святых. С другой стороны комнаты располагалась русская печь, разделочный стол и шкафчик для продуктов. Пользоваться летом русской печью было не сподручно, т.к. и так жарко и дров много надо для приготовления еды. Так, что со временем интерьер комнаты дополнился еще одной малой печкой с варочной чугунной плитой на одну или две конфорки. Дым из печи напрямую выходил в трубу и сильно не разогревал воздух в помещении. И дров требовалось меньше.
По периметру комнаты стояли лежаки и сундуки, на которых спали дети. Родители спали на железной кровати в отгороженной занавеской комнатке за печкой. Желающие, могли спать зимой и на самой русской печки. Но спать там не сподручно, т.к. печка твёрдая и мягкая подстилка не спасает. До потолка очень близко, от того и душно, т.к. тепло поднимается к верху. Сесть в полный рост рослому человеку там не получится, можно головой о потолок стукнуться. Печка всё-таки короткая и нужно было городить палати, т.е. деревянную дополнительную полку для размещения ног. Слезать и залазить в темноте на печь проблемно. Получалось, что спать на печи могли только дети и только в виде забавы. Там им сверху удобней наблюдать за происходящим в комнате, не мешая другим. Да и кошка рядом под боком, которая всегда любит забираться повыше.
Освещение комнаты в начале ХХ века было от керосиновой лампы, закреплённой к потолку. На стене висели часы-ходики с приводом от гири, которую надо периодически поднимать за цепочку в верхнее положение. Недалеко от деревни еще с царских времён располагался заводик по переработке и консервированию овощей и фруктов. Так чтобы его работники не проспали и вовремя вышли на смену, на заводе ровно в 6.00 включали гудок. По этому гудку местные жители ориентировались по времени и, при необходимости, выставляли точность хода своих ходиков.
Один выход из сеней был парадным, т.е. на улицу. Второй выход, с противоположной стороны, шёл в скотный двор. Размеры двора в плане примерно шесть на шесть метров.
Внешний периметр двора был из тонких брёвен, закреплённых на вертикальных столбах с боковыми вертикальными пазами. Расстояние между столбами примерно три метра. В одном из проёмов организованы ворота для прохода домашних животных и телеги. Ворота имели возможность закрываться на запор как изнутри, так и на висячий замок снаружи. Загоны для животных располагались по периметру. Плоскости крыши над загонами были односкатными, сток воды наружу. Крыши изначально были соломенными. Кто побогаче, делал крышу из досок и покрывал потом рубероидом. Крыши посредине двора не было и через этот проём во двор попадал свет от солнца или луны и выветривались зловонья. На дворе содержали лошадей, коров, несколько овец, поросёнка и птицу. Содержать коз в Проскурино было не принято. Каждый хозяин отдавал своё предпочтению породе птиц: или куры, или утки, или гуси.
За двором располагался сад с плодовыми деревьями и грядками с овощами. Сад огораживали по периметру плетнем от добрых людей и крупной животины. Как не странно, у всех в деревне были примерно одинаковые сады, но всё равно находились подростки-сорванцы, которые лазили за фруктами в чужие сады. И спасу от них нет. За садом простиралась делянка под картошку, без всяких заборов. Общая площадь придомового участка соток двадцать пять…тридцать.
Супротив парадного выхода из сеней, в метрах 10…15 от дома располагались поленницы с колотыми дровами, порой занимавшая до половины сотки земли. Поленницы укрывали сверху от дождя и снега старым листовым железом или брезентом. За поленницей, метрах в двадцати-тридцати от фасада дома, проходила деревенская грунтовая дорога, а за ней, метрах в десяти от дороги располагался сарай. В этом дощатом сарае хранили сельскохозяйственный инвентарь. Так же в сарае был выкопан погреб для хранения зимой картошки и других овощей. Некоторые жители перед домам делали летний загон для коровы или лошади площадью с сотку, чтобы животине было просторней. Правда, в таком случае, кто-то из семейства ночевал рядом в сарае, чтобы вовремя услышать шум при возможном воровстве скотины. Разноска строений придавала некоторую надежду, что при пожаре что-то из нажитого добра останется не тронутым. Жилых домов с противоположной стороны улицы на нашей околице не было.
Так как деревня располагалась в некотором отдалении от больших дорог и сквозного проезда посторонних вдоль деревни обычно не было, то куры, утки, гуси и свиньи паслись в тёплое время года сами по себе по всей территории улицы. Да и проходящее общественное стадо оставляло свой след. Так что ходить по траве было не безопасно, т.к. можно было в любой момент вляпаться в навозную кучку. Но тем не менее, дети играли на этой же территории в свои игры: догонялки, футбол, чижик, лапту, стреляли из лука и рогатки и т.п.
У домашней птицы всегда были две явные беды: ястребы/вОроны для молодок и хорьки. Взрослая птица себя в обиду ястребу не даст: или убежит или будет отбиваться, что ястребу совсем не к чему, того гляди самого поранят и улететь не сможешь.
А вот несмышлёное и слабое поколение могут стать лёгкой добычей хищника. Так что, пастухам птицы – детям - надо было периодически посматривать на небо и выходить на средину улицы, обозначая тем самым своё присутствие. С хорьками сложнее и печальней. Этот дурной зверь за один приход задушит всю птицу в птичнике, хотя заберёт с собой только одну. Так же, кстати, поступает волк в овчарне, но у нас таких случаев не было. А поймать хищника очень сложно. Наверно, только домашние собаки могут отпугнуть такого зверя от твоего дома. А если не будет домашней птицы, то и яиц не будет, т.е. одного из основных продуктов питания на селе. А вырастить новое поколение птицы долго и хлопотно. Так, не каждая курица согласиться быть наседкой и седеть на яйцах, а потом ещё ходить с цыплятами. Да из выводка курочками могут быть только примерно половина, а остальные петушки. Но о том, что это петушок узнаешь только тогда, когда он начнёт кукарекать, а это месяца через два после рождения из яйца. Да еще сколько цыплят за время подрастания погибнет от крыс, кошек, собак и ястребов. Не даром говорят, что цыплят по осени считают, т.е. считать надо тех, кто выжил, окреп и может за себя постоять.
Была ещё одна беда для птицы, животины и селян – кочующие цыгане. Если где-то рядом с деревней остановился табор, то жди беды. Женщины-цыганки ходили по домам и выклянчивали еду, одежду, деньги. Для большой жалости цыгане брали с собой своих малых детей, возможно специально в оборванной одежде и грязных. Одновременно с выклянчиванием цыгане примечали: что где плохо лежит или пасётся, что можно сразу украсть, а зачем-то можно специально прийти. Деревенские дома редко кто закрывал изнутри, когда в доме кто-то есть и цыгане нагло пользовались этим: входили прямо в дом и дальнейшее общение шло вне видимости соседей. Как правило такие визиты были врасплох и ставили хозяев жилищ в затруднительное положение, тем более, что цыгане порой ходили по два-три человека и за ними в доме особо не уследишь, особенно, если хозяин один и «гости» попросят попить воды – отвлекающий манёвр. Когда в доме не было никого, то как правило дом закрывался на висячий амбарный замок. А что бы ключ не потерять, то его вешали на верёвочке на близь стоящий забор палисадника, предусмотрительно накрыв ключ тряпочкой от взгляда посторонних. Считалось, что дом под достаточной охраной и можно спокойно отлучится на несколько часов. И действительно, особых краж из домов не было, тем более, что дома в деревне стояли рядом и кто-то из соседей мог периодически появляться на улице и видеть обстановку.
Дабы не спутать свою птицу с соседской, перья своих птиц периодически мазали краской. Была некоторая путаница в голове птицы, когда кто-то из хозяек звал своих на прикорм общепринятым криком «цып-цып-цып». На этот призыв бежали и соседские куры. Чтобы корм не достался чужим, хозяйка запускала кур в свои сени и там их кормила. При этом надо было вычислить и не пустить чужих кур. После подкормки, пол сеней был усеян птичьим помётом, так что приходилось его вычищать. Но по-другому не получалось накормить именно свою птицу.
Повезло тем уткам и гусям, хозяева которых жили рядом с пожарным прудов в средней части нашей деревни. Вода в нём собиралась во время весеннего паводка. Утки и гуси просто наслаждаются возможностью плавать, нырять, выискивать что-то в иле, чистить свои пёрышки на плаву. Рыбы в пруду не было, зато ила от птичьего помёта прорва. Пруд располагался на некотором возвышении, а недалеко от пруда уже был склон.
Для очистки пруда периодически прокапывали временную траншею и вода самотёком уходила из пруда, после чего уже можно было вычищать дно от донных отложений. Перегной и ил отвозили на огороды и использовали как удобрение, как в прочем, и весь навоз с личного скотного двора. Ничего не выбрасывалось, всё шло в дело. И пруд становился чище и воду из него можно при случае использовать для пожарных целей. И на огороде от натуральных удобрений растительность лучше росла и плодоносила. Поливом грядок водой крестьяне в нашей деревне не злоупотребляли, т.к. столько много воды с колодца и пруда не навозишь для полива овощей и плодовых деревьев. Да и бочек железных в деревне не было, а деревянные бочки и ушаты быстро гниют на улице. Надеялись только на Божью волю и дожди. А при хорошо унавоженной почве не так много воды и требовалось для растений, т.е. дождей хватало. Про организацию же теплиц возле дома и слыхом не слыхивали.
Интересно наблюдать поведение домашних гусей. Вроде пасутся и пасутся на лужайке, а то вдруг как всей стаей 15…20 штук побегут аж на цыпочках, расправив свои широкие крылья и вытянув длинные шеи. Вроде как хотят взлететь в небо, как их предки – дикие гуси-лебеди. Ан, нет. Больно уж жирные тела и сил у крыльев не хватает на долго поднять в воздух такую тяжесть. Но напугать небольшого ребёнка у них хорошо получается. Порой бегут агрессивно за тобой с вытянутой шеей и норовят ущипнуть. Так, что только ноги помогают от них уйти по добру по здорову. Бить же птицу палкой не хорошо, можно поранить и получить неприятный разговор с хозяином гусей и выплатить штраф за погубленную птицу. Кстати, Лев Толстой переписывал роман «Война и мир» несколько раз, а писал он, как и иные люди в то время, именно гусиным пером. Представляете, сколько гусей стали соучастниками написания великого романа…
Коров и овец гоняли в общественное стадо. С пастухом и подпаском обычно расплачивались едой, т.е. по очереди пастух и подпасок завтракали в каждом доме и получали паёк на обед (бутылку молока, хлеб, сало, овощи, фрукты,…). Живности в стаде было много и когда стадо гнали вдоль деревни, то пыль стояла на всю округу. Вечером, к запаху пыли, прибавлялся еще запах коровьего пота, навоза и ароматного парного молока. Коровы и овцы уже привыкли к голосам своих хозяев и радостно бежали им навстречу, тем более, что хозяева всегда с собой приносили для приманки кусочек чёрного хлеба с солью. У коров были имена собственные, типа Бурёнка, Милка, Подруга,… С овцами поступали проще, давая всему домашнему выводку одно имя, например, Маня и т.п. Имена подбирались из удобства их многократного повторения типа «маня-маня-маня…». Овцы – племя, не терпящее индивидуальность, они всегда сбиваются в кучку под предводительством какого-нибудь барана. Куда баран, туда и остальные. Правда, порой и у людей так случается…
Был в стаде и бык: могучий, со свирепой рогатой мордой и кольцом в носу. Правда, ни разу не слышал по жизни, что бы кто-то хоть раз попробовал подержать разъярённого быка весом 600…900 кг. за это кольцо в минуту опасности.
Сергей видел случай, когда на поле одна из коров слегла и уже не могла подняться, видать, что-то серьёзной с ней произошло. Подпасок тогда быстро сбегал до хозяина коровы, тот приехал на телеге с помощниками и быстро резали животинку прямо в поле, пока она сама не околела. Мертвячину ведь человек не ест из опасений разных болезней, кровь должна сами слиться из тела жертвы. Потом тушу расчленили на куски и погрузили на телегу. Так всё это время остальное стадо коров стояло вокруг погибшей подруги, гневно и печально мычало, как бы прощаясь с ней. После трагедии все коровы обнюхивали место кровавой разделки туши подруги. Так что, коровы- это не бездушные и бестолковые создания, а тоже, как люди - с пониманием. Говорят, что от запаха крови коровы немного дуреют и могут быть агрессивными. Хорошо, что пастуху удалось очень аккуратно, без сильных окриков и ударов кнутом о землю отвести стадо в сторону от места падежа.
Некоторые пастухи ездили пасти коров на лошадях. Кстати, некоторые деревенские женщины тоже ловко справлялись с верховой ездой. А чтобы больше нагнать страху на лошадку, женщины кричат на неё как можно грубее, тем самым хотят показать своё превосходство над лошадью. Так же поступают и подростки, которые порой издают такие грубые звуки и команды, что не только крупные по сравнению с ними лошади и коровы пугались таких окриков, но и прохожие люди. Тяжёлая жизнь рабочей лошади описана в рассказе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» https://ilibrary.ru/text/1263/p.1/index.html
В качестве забавы подростки порой пасли лошадей в ночное и катались на них без сёдел. Занятие такое на любителя, т.к. хребет у лошади очень твёрдый и острый. И если при скачке хребет лошади вонзится тебе в задницу и копчик, то взвоешь от боли. Всё-таки седло не зря изобрели. Вот на свинье кататься можно и без седла: спина покатая, почти плоская сверху. Правда, если свинья чужая или обидится, то она может и укусить так, что мало не покажется, все-таки у неё в прародителях дикий кабан. Своих свиней запоминали по морде и по пятнам на теле. Своя вроде не должна кусаться…
Так же у подростков была забава ходить в конце лета по орехи. На краю деревни расположен длинный и глубокий овраг, метров 10…15 глубиной. По дну оврага течёт ручеёк, который потом впадает в речку Упа. Так вот склоны этого оврага, гектаров семь-восемь, еще с давних времён были засажены орешниками, лещиной, а местность та называется у местных – Горни, вроде как горы какие-то. Орехов при урожайном годе хватало на всех подростков при их многочисленном посещении орешников. Подростки надевали через плечо лямку от мешка и собирали орехи пока не устанут или надоест. Орешники высокие, до пяти метров высотой, стволы толстые, с руку, просто так не согнёшь, чтобы добраться до плодов. Порой применяли длинную палку с крючком на конце, чтобы сподручней было сгибать макушки кустарника. Много сил и пота требовала эта работа. При этом подростки постоянно хвастались друг перед другом, кому достался самый большой по количеству орехов початок. Зубы берегли, орехи кололи на лавочке возле своего дома камнем или молотком. Тут тоже нужна сноровка, чтобы не расплющить орех в труху, а только лишь расколоть скорлупу. Порой около лавочки скапливался целый слой шелухи, что приходилось сметать метлой на совковую лопату и относить подальше от дома, где она и перегнивала до следующего года. Некоторые в надежде на большую добычу ходили по орехи за реку в лес. Однако дальняя дорога туда и обратно много съедала сил, а результат был примерно такой же, что сходить по близости в Горни. Тем более, что как только надоело собирать орехи в Горнях, раз и ты через десять минут уже в деревне, а тут и до дома не далеко. Родители не ругались, тем более, что заблудиться в Горнях практически не возможно – куда-нибудь да выйдешь к людям. А лишняя еда для своих чад не помешает, да и родителям достанется орехов. При этом старшее поколение расхваливало урожаи орехов прежних лет, не забывая упомянуть и о лихолетии без урожая.
Летом подростки ходили купаться на речку Упа, что в километре от деревни. Там же порой ловили рыбу на удочку или кубарь. Кубарь, это по сути мешок из сетки, с торцов которого имеются одна или две воронкообразные входы для рыбы, на подобии устройства чернильницы. Сетка держится на каркасе из прутьев или проволоки. Чтобы кубарь не всплыл, с низу привязывают груз в виде железяк или камней. Чтобы течением не унесло, кубарь привязывают верёвкой к корню дерева так, чтобы никто не мог догадаться, что здесь стоит кубарь. Кубарь проверяли через день или два, украдкой, в тайне от посторонних, иначе могли утащить средство лова рыбы. Иногда, внутрь кубаря подкладывали приманку в виде корок чёрного хлеба. Но чаще, приготовленный для рыбы хлеб, подростки сами съедали, по дороге к реке.
Некоторые ребята парами ловили на камнях на мелководье угрей при помощи обычной корзинки. Угорь- змееподобная склизкая рыба. Угри прятались в норках или под камнями. Вода чистая, прозрачная, всё видно. Пока один рыбак поднимает по очереди камни, другой рыбак должен быть на чеку и как только увидит угля быстро ловить его корзинкой. Даже если не поймаешь угря, то забавой и азартом насладишься досыта.
Деревня Проскурино находится на южной возвышенности поймы реки Упа и можно видеть другие деревни, поля и перелески, что амфитеатром лежали на противоположной стороне поймы. При хорошем зрении можно различить дома, дым из труб печек, огороды, коров, лошадей и людей. Интересно, как будто ты смотришь на местность с высоты какой-то смотровой площадки. Осенью разноцветные перелески красиво стоят в прощальных лучах солнца. Весной же радует глаз молодая зелень на деревьях. Поля тоже выглядят по-разному в течении года: вспаханные – чёрные, молодая поросль – зелёные, созревшие – золотистые. Воды реки в зависимости от чистоты неба тоже меняет цвет от мутного серого до яркого глянцевого голубого.
Вот в такой деревенской обстановке и крестьянских заботах проходило детство всех деревенских детей и, в том числе, Сергея. Пас свиней и птицу. Помогал по огороду и хозяйству, носил и укладывал дрова, сушить-ворошил сено, ходил в керосиновую лавку, что располагалась на окраине Крапивны, …
Отредактировано Пётр Петрович (Пт, 21 Июл 2023 12:13:29)