Школы, как большие скопления детей, привлекали внимание некоторых предприимчивых людей типа фотографов и учителей танцев. Разумеется, всё за хорошие деньги.
Фотографы готовы были навязывать свои услуги чуть ли не каждую четверть. Порой даже не предупредив школьников, что надо завтра прийти в хорошей парадной одежде для совместных фото. Иногда, даже учителя отказывались позировать в неподготовленной компании школьников. Фотографировали классами, парами, индивидуально – лишь бы платили живыми деньгами. Благо, что можно было потом и не брать фото, если оно тебе не понравилось.
Как-то появился в школе учитель танцев с женой. Четыре урока в месяц, т.е. раз в неделю, по цене 1 рубль за месяц. Это конечно, дешевле , чем в иных местах – «Кавказская пленница» https://www.youtube.com/watch?v=P2_sjEURwgo (19 минута), но подоплёка та же. Собрали нас несколько классов малолеток в актовом зале, выставили в хоровод, как вокруг ёлки, и учитель танцев стал показывать, как надо стоять в «третьей позиции» и в танце переставлять ноги.
Для тех, кто не в курсе , что такое «третья позиция» - см. фильм «12 стульев» Л. Гайдая https://www.youtube.com/watch?v=P8t2dbJ7YXY (эпизод на 2ч. 1 минуте).
Разумеется, такое навязанное со стороны непацанское занятие (он бы ещё балет в лосинах организовал!), да ещё на коммерческой основе, не вызывало восторг у основной массы ребят и их родителей. Как результат: через пару-тройку месяцев учитель танцев покинул нашу школу в поисках иной, более сговорчивой. А нам на память осталась установка учителя танцев: следите за руками, ногами и осанкой, всё должно красиво смотреться со стороны.
Кроме частных сборщиков денег были и общественные фискальные общества, типа: Охраны природы, Красный крест, Общество защиты памятников, Добровольное общество пожарной охраны, ДОСААФ и др., т.е.–это добровольно-принудительные ежегодные сборы реальных денег в обмен на «фантики» типа: членские книжки, членские марки для вклейки в эти книжки, значки, лотерейные билеты… Хотя, дети сами денег не зарабатывали и за ежегодный собранный металл и макулатуру им денег не давали. Получалось, что нашими детскими руками хитрые дядьки залезали в карманы родителей. Это всегда казалось странным и лицемерным.
Были в школе и свои собственные развлекательно - познавательные программы, например, Конкурс художественной самодеятельности. КВНы в школах ещё были не в ходу, люди довольствовались задекларированными политически выдержанными шутками и репризами квн-щиков и «Кабачка 13 стульев» по телевизору.
Классные руководители, как массовики-затейники, должны были подобрать школьников, чтобы те продемонстрировали свои творческие способности. Благо, что в нашем классе были ребята, кто ходил в музыкалку и могли что-то исполнить на своих музыкальных инструментах. Оля - играла на гитаре, а Миша – на аккордеоне. Но этого мало для выступления класса из 30 ребят. Галина Михайловна предложила поставить мини-спектакль на патриотическую тему: молодые подпольщики борются с фашистами. Мне досталась роль полицая. Декораций ноль. Для сценического образа мне пришлось сшить нарукавную белую повязку со свастикой. Пока шли репетиции (после уроков) вроде как-то терпимо, роль у меня небольшая и я её как-то озвучивал.
Настал день смотра. В актовом зале расставили стулья и разные классы начали показывать свои номера. Жюри из руководства школы в первых рядах, остальные зрители сидят за ними. Смотреть со стороны чужие выступления и конфузы было забавно. Но вот настало время нашего выступления. Персонажи спектакля вышли на сцену и… потеряли голоса. И я в том числе: раскраснелся, голос дрожит, движения скованные… А на тебя пристально смотрит сотня глаз. Полный провал премьеры спектакля. Благо, что наши музыканты как-то вытянули наш класс.
В тоже время смотр позволил посмотреть на некоторых ребят с другой стороны. В одном классе учился мальчик Слава Синицын, отличник, маленького расточка, щупленький … Сейчас бы сказали «ботаник», что с него возьмёшь. Ан нет. Слава уверенно вышел на сцену и красиво исполнил песню «Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина…» https://yandex.ru/video/preview/5117543490171602592 под аккомпанемент аккордеона учителя музыки. Зал слушал, затаив дыхание. Всё! Слава получил свою минуту славы! О нем вся школа узнала и когда теперь кто-то хотел что-то сказать о Славе, то говорили: «Ну это тот, что песню про рябину пел…». Девчонки стали на него смотреть совсем другими глазами. Да и ребята зауважали. К Славе мы ещё вернёмся в «Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е годы».
Ежегодно в школе проводились турниры по шахматам в разных возрастных категориях. В них принимали участие мальчики и девочки. Я играл плохо, но мои соперники видимо ещё хуже, поэтому из нашего класса меня и Олю, в совокупности с иными победителями, в том числе и моего брата, отобрали на районные соревнования, которые должны были состояться в воскресенье в школе пос. Городищи. Руководила поездкой старшая пионервожатая Нина. На тех соревнованиях мы заняли почётное командное третье место. Мой вклад в победу – две партии победил, две проиграл и две в ничью. Причём многими подмечено, что понимать, видеть игру и подсказывать другим, хотя бы мысленно, намного проще, нежели когда сам играешь, тужишься, а поля и логики соперника не видишь. Мы все испереживались за себя и за товарищей по команде, устали, аж голова гудит, вышли из школы чумовые… На обратном пути Нина за участие в турнире и волю к победе купила каждому из нас по большой 100г. шоколадке «Алёнка». Вот такая получилась прямоугольная шоколадная медаль.
Были развлечения и иного рода – разовая помощь в уборке урожая в совхозе «Клязьменский». В какой-то день осени в школе отменяли занятия у какого-то потока, например, шестые классы А+ Б + В. Утром мы собирались у школы в рабочей одежде и соответствующей обуви и организованно, насколько это вообще возможно среди подростков, шли под присмотром классных руководителей пешком на поле, что расположено, например, между школой №2 и Старыми Петушками. Там мы по указанию колхозного бригадира выполняли определённую работу, например, выдёргивали из земли кормовую свёклу и складывали её в кучи ботвой наружу, чтобы осенние заморозки не заморозили корнеплоды. Таким образов вдоль гряд набиралось много кучек свеклы. В другой раз приходили ребята постарше, которым можно доверить работу с большими ножами, типа мачете. Ребята и девчата обрезали ботву и складывали свеклу снова в кучки. Потом, в этот день или в иной, по полю шёл колёсный трактор «Белорусь», если погода была сухая, или гусеничный трактор, если грязь непролазная. Трактор вёз за собой телегу, в которую ребята накидывали свёклу. Затем нашу свёклу сгружали и складывали в гурты в специально отведённом месте рядом с фермой, чтобы можно было зимой кормить свёклой коров. За другими школами были закреплены иные поля и работы, например, уборка картошки.
Помощь в уборке урожая оказывали и промышленные предприятия города, но их работники работали с утра до вечера, с обедом. Тогда это называли «Битва за урожай», см. рассказы типа
https://dzen.ru/a/YvufHcHGWS5ayZYH
https://dzen.ru/a/ZTFk4vchNS8DIU9J
Школьники работали на поле как правило до 13.00…15.00 часов, без обеда, а потом расходились по домам каждый своей тропой: кому в ГоРем, кому в Петушки, кому на Силикат и Борщевню. После работы, уставшему и голодному сложновато добраться до дома. Но т.к. работали не каждый день, то успевали отдохнуть и набраться сил до следующего выхода в поле. А пока мы учились в школе иные классы-потоки шли в поле. Было даже чудно, когда в период полевых работ в школе резко сокращалось количество школьников в коридорах и столовой.
Считалась ли эта работа у нас эксплуатацией детского труда? Нет. Об этом мы и не думали, просто работали, как и наши родители и деды с бабушками, которые, в основном, были по духу и сути крестьяне. Тем более, что многие жили в частных домах и в какой-то степени занимались крестьянским трудом. Денег нам не платили. Говорили, мол за нашу работу совхоз передаст в нашу школьную столовую какую-то часть урожая за малую стоимость. И даже, если бы нам заплатили за нашу работу, то насчитали бы мизер, т.к. сельхоз труд тогда ценили очень дёшево, унизительно дёшево и цены на сельхозпродукцию в магазинах –копейки. Как результат, пенсия у моей бабушки-колхозницы была всего 15 рублей. Ну и как прожить в мире, где всё за деньги?! Была ли у неё вера в завтрашний день?! На это она загадочно отвечала: «Будем живы - не помрём.»
Поэтому селяне по возможности уходили на работу на промышленные предприятия, где аванс и зарплата больше и в конкретные даты – 5-го и 20-го, заработки не зависят от погодных условий и можно даже на очередь встать на новое жильё. Да и общие условия проживания в городе намного привлекательней, чем на селе, убитом принудительной коллективизацией, бесхозяйственностью, безграмотностью и волюнтаристическим навязываем выращивания не свойственных нашей широте сельхоз культур, например, кукурузы. Не было конкретного хозяина на земле, который следил бы за хозрасчётом и в убыток бы не работал. А так, земля не своя- государственная, значит - нечейная, председатели – партийцы, несведущие в сельском хозяйстве и постоянно меняющиеся по разнарядке райкомов.
КПСС, в лице Л.И. Брежнева, только к концу 70-х спохватилась, мол «экономика (оказывается) должна быть экономной». Как народ откликнулся на этот призыв? Как всегда- «с глубоким воодушевлением и бурными аплодисментами», т.е. никак… и серией новых анекдотов. По глубине мысли этот лозунг может сравниться с древним утверждением типа «дебет должен быть равен кредиту». Но было уже поздно и реальных шагов вовремя сделано не было. Алексей Николаевич Косыгин, председатель Совета министров СССР в1964-1980 гг., хотел сделать Советскую экономику более свободной для проявления инициативы. При нём по началу предприятия начали получать больше самостоятельности, у них появилась возможность материально стимулировать работников. Однако нашлись те, кто утверждал, что реформы А.Н. Косыгина не соответствуют «ленинским принципам» и реформы свернули. Страна плотно подсела на импортный хороший хлеб и другие товары, в обмен на общенародные природные ресурсы: нефть, газ, лес, уголь и пр. Корабль тотальной плановой экономики по инерции шёл на рифы реальности, не смотря на суматошную смену капитанов, и к началу 90-х вовсе развалился.
Для справки. 14 октября 1964 года пленум ЦК КПСС отправил Н.С. Хрущёва в отставку «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Первым секретарём ЦК стал Леонид Ильич Брежнев.
Фото https://dzen.ru/a/ZSnJ2oNlVBw5sf5X?refe … _site=mail
https://dzen.ru/a/ZSslT2est2rIBJnH?refe … _site=mail
https://dzen.ru/a/ZTA6bekACHlNan72?refe … =1400&
1978г. https://dzen.ru/a/Y2g__gqDrXp0Gte3?from_site=mail
Деградация https://dzen.ru/a/Zc1-WdwXl3zjWzi2
Хлопковое дело https://www.tvc.ru/channel/brand/id/388 … e_id/81075
Похороны https://dzen.ru/a/ZVSVVQfZDAKYnIKu
Художественные фильмы: «Брежнев» https://ok.ru/video/854580398771
«Галина» https://www.youtube.com/playlist?list=P … RONAJZhUoK
«Дело гастронома №1» https://okko.tv/serial/delo-gastronoma-1
«Змеелов» https://www.youtube.com/watch?v=MabRmJ2qrjM
До постройки школы №3 детский летний лагерь в нашем микрорайоне располагался в деревянном старом здании на Фабричном проезде, бывшем здании яслей. Однако, в начале 70-х годов решили, что здание аварийное и больше в нём содержать детей опасно. Намного спокойней, безопасней и сподручней организовать детский пионерский лагерь в новой школе, где уже есть хорошая столовая, кухня, оборудованный медицинский кабинет и пр. Лагерь разместили в левом крыле первого этажа. В одном из классов поставили кроватки-раскладушки для маленьких, т.е. октябрят, чтобы они могли спать после обеда. Утро начинали с зарядки под музыку радио.
Правда, те, кто прошёл детские летние лагеря в старом корпусе яслей, в школьный лагерь на следующий год не пошли. И я в том числе. Всё-таки должна быть смена обстановки, а так получается круглый год в одних стенах. Но те, кто не знал прежнего деревянного лагеря, им сравнивать не с чем, поэтому им легче смириться с новой действительностью.
К теме пионерии мы ещё вернёмся отдельно - «Рассказы земляков. Пионерия 70-х»
Раз упомянули медицинский кабинет, то надо и о нём рассказать. Да, была такая комната, наводившая страх на учеников не меньше комнаты «Синей бороды». Особенно напрягали стоматологическое кресло и бормашина. Царапины и ушибы- ерунда, медицинская сестра йодом помазала и бегай дальше. Страх начинался, когда по школе объявляли медицинский осмотр зубов. А вдруг что-то найдут и начнётся пытка?! Кому-то повезло и тот с улыбкой выходил из мед. кабинета.
А вот девочке Наташе повезло меньше. Её посадили в стоматологическое кресло, осмотрели зубы и вынесли вердикт- удалить больной зуб. Это первый удар под дых. Потом врач стал кипятить шприц и иголки к нему в специальной ванночке, установленной на электроплитке. Вид инструментов пытки и предвкушение их применения – второй удар под дых. Затем толстая игла шприца вонзается в десну и новокаин входит в живую плоть. Глаза Наташи полны слёз и отчаяния. Врач дружелюбно разговаривает с пациенткой пока не почувствует, что её язык заплетается – новокаин подействовал. В несколько заходов сложный зуб извлекается из полости рта и можно с облегчением вздохнуть и идти домой. Спустя некоторое время действие новокаина заканчивается и Наташа чувствует жгучую и нудную боль от раны. Челюсть и голова гудят. Кто всё это прошёл, тот до сих пор с опаской смотрит на все стоматологические поликлиники – увы, срабатывает мышечная память. Но тем не менее, надо отметить, что за здоровьем детей в школе следили профессионалы. Спасибо медикам!
Под новый год для младших классов наряжали ёлку в актовом зале и проводили утренники с Дедом морозом. Малышам нравилась и ёлка и подарки от Снегурочки. Когда наступил 10 год моего обучения в школе, то я не пошёл на какой-то урок, где уже отметки проставили, а пристроился в уголочке в актовом зале. Было очень приятно и печально наблюдать детские игры вокруг ёлки, слушать реплики Деда Мороза и Снегурочки. Увы, всё когда-то кончается…
Для старшеклассников порой устаивали в 18.00, когда немного стемнеет, танцы под живую музыку. Приглашали за деньги какой-нибудь местный вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), а школьники оплачивали копеек по 30, как и на танцевальной площадке у РДК или у ж.д. клуба. Исполняли отечественную и зарубежную эстраду в собственном изложении на русском языке типа https://www.youtube.com/watch?v=nPr_6m1BmBY
https://www.youtube.com/watch?v=wYJYdep4oh4
При этом весь зал хором подпевал, хлопал в ладоши и это было очень здорово, всеобщее единение людей. Такой же адреналин порой происходит с болельщиками на больших спортивных соревнованиях или у слушателей концертов любимых артистов в театрах.
Как правило танцевали смешанными группами, расположившись в больших кольцах. Назвать это танцами в понимании учителя танцев, конечно же большое преувеличение, но это была теперешняя молодёжная субкультура.
На медленные танцы ребята, стесняясь, приглашали девушек, после чего оба медленно на минимальном приближении друг от друга топтались вокруг совместной оси, волнительно прикасаясь руками и телами друг к другу. Ещё более нерешительно и стеснительно приглашали девушки парней на «белый танец». И всё под хорошую музыку и эмоциональную текст, скажем https://www.youtube.com/watch?v=FKv0iP7G8Pc .
Ребята и девчата многие песни знали наизусть, а кто не знал, тот списывал у приятелей себе в особые песенники. По малолетству в песенниках сперва значились песенки из мультфильмов, типа «Бременские музыканты», но с возрастом палитра песен множилась. Магнитофонов в ходу было мало и стоили они очень дорого. Так бабинный/катушечный магнитофон «Маяк 203» стоил порядка 250 рублей, при зарплате молодого специалиста 120 руб./месяц.
Для танцев должна быть специальная одежда. Для петушинских ребят середины 70-х писком моды были брюки-клёш, карманы спереди. Клёш был двух видов: от колена и от бедра. В магазине такие не купишь, т.к. ГОСПЛАН не утруждал себя тем, что для молодёжи нужна специальная одежда. В магазинах выбор одежды был скудный и, в основном, продавали всё какое-то стариковское/бабское, из коллекций мод 50…60-х годов, «времён Очаковских и покоренья Крыма».
Поэтому ребята и девчата вынуждены были шить брюки-клёш индивидуально под заказ в швейном ателье или у частников на дому. Но сперва и соответствующую желанию ткань надо было где-то найти и купить. Выходило дорого (30…50 рублей на круг) и хлопотно, т.к. сначала обмер и открытие заказа, потом промежуточная примерка, а уж потом окончательная примерка и расчёт по деньгам. Благо, если всё получилось, как хотелось, но порой результат вовсе не радовал, а назад деньги, материал и время не вернёшь.
Магазинные широкие мужские рубашки обычно ушивали сами - по бокам и по рукавам, чтобы плотно прилегали к телу и выглядели моднее. Цвета рубашек, как правило, яркие и с пёстрым рисунком. Так же у юношей в моде были пиджаки в клеточку. Старшеклассники ходили в школу с солидными мужскими объёмистыми портфелями, как правило, из кож. заменителя, т.к. кожаные стоили намного дороже и предназначались для более деловых людей.
Девушки тоже заказывали красивые платья под заказ в швейных ателье. Как результат, в местном ателье на Горе были очереди на пошив - почва для серых схем, т.е. пошив без квитанции – за наличку в руки мастеру. Некоторые заказывали в Орехове-Зуеве, но там и своих желающих сделать обновку хватало, да и на примерки туда ездить несподручно.
К концу 70-х мода на клёш совсем прошла, а востребованными у ребят стали джинсы. Однако, плановая экономика и её лидеры и тут не удосужились эти изменения в молодёжной моде как-то своевременно отследить и, как результат, деньги ушли за границу и теневым дельцам-спекулянтам, ибо, как говорил Наполеон: «Не хочешь кормить своих …, будешь кормить чужих». Стоимость заграничных джинсов доходила на чёрном рынке до 200 рублей, а на белом их вовсе не было. Правда, как это всегда бывает среди равных, для особых людей открыли спец. магазины «Берёзка», по типу довоенного «Торгсина», т.е. в родной стране родные рубли в таком магазине не принимали. (См. «Мастер и Маргарита» 9 серия 29…40 минуты https://www.youtube.com/watch?v=xWhi4wWx7zs )
Повторюсь опять: то, что для школьников - развлечение, то для организаторов мероприятий потерянные силы, нервы и головная боль. Одни учителя не справятся, поэтому приглашали родителей-мужчин в помощники при организации танцев. Надо было не пустить в школу бывших выпускников, которые зачастую были под «мухой». Вход разрешён только реальным школьникам нашей школы. За опознанием следил кто-то из учителей или завуч. Нельзя приносить с собой спиртное и курево, нельзя выпускать на улицу за угол «покурить». Дежурные следили за порядком в актовом зале, во всех коридорах и туалетах просторной школы, чтобы никто не курил и не дрался. Драки порой случались как из-за девушек, так и просто из-за пантов подростков. Хулиганистых школьников всегда хватало.
Из-за этих всех сложностей учителя не горели желанием часто устраивать танцы в школе, но и не устраивать тоже не хорошо: ребят как-то надо приучать к культурному времяпрепровождению в социуме. Тем более, что на городские танц. площадки подростков младше 16 лет могли не пускать, а милиция могла забрать их для разбирательства, мол почему без родителей в столь поздний час.
Технический прогресс и новые веяния пробирались и в нашу жизнь. В одном из классов на втором этаже поставили большой цветной телевизор, по которому мы могли на уроке смотреть учебные телепередачи центрального телевидения. Далеко не у каждой семьи дома были такие дорогие (более 500 руб.) и массивные (до 60 кг.) цветные телеки. Цвета, так себе, но намного лучше привычного малоинформативного чёрно-бело-серого. В классе так же был кинопроектор и белый экран, так что можно крутить автономные киноленты. Стоял и проектор для слайдов. Окна на время сеансов закрывали плотными занавесками. Класс запирали на ключ для сохранности аппаратуры.
Однако, спустя некоторое время, в данном помещении организовали школьный исторический музей. Каждый желающий мог принести в музей предметы старины, на пример: утюг на углях, коромысло, старинные деньги и фотографии. Мне родители дали для музея старинный безмен, а также мы с братом отнесли несколько лишних купюр царских времён.
Некоторый музей сформировался и у нас дома- это музей подарков, что подарили нам с братом за все годы девочки на 23 февраля. Что только нам не дарили?! Мальчишки, правда, тоже в долгу не оставались. Открытки, безделушки, сундучки, разные игрушки… Был у нас в коллекции пластмассовый долговязый гусь с длинной шеей и длинными жёлтыми ногами. Весь гладенький такой, лысый. Решили ему волосы сделать из кусочка меха от старого воротника – совсем другой гусь получился: современный, весёлый длинноволосый панк. В таком наряде он долго просидел на почётном месте – на телевизоре, пока совсем не выцвел от солнца и старости.
Возвратимся к техническому прогрессу. Если в начале школьного образования мы изучали счёт на деревянных счётах, то в конце обучения освоили таблицы Брадиса и логарифмическую линейку.
Так же на фабрике «Катушка» можно было увидеть механический арифмометр «Феликс».
Некоторые будут смеяться, глядя на такие архаичные счётные принадлежности. Однако, именно с их помощью построили атомную бомбу и корабли, построили авиацию и подводный флот, вывели в космос спутники и космонавтов...
Во второй половине 70-х годов можно было купить в Москве первые отечественные компактные инженерные калькуляторы, например, «Электроника Б3-18А», правда стоимость его была по первости порядка 180 рублей, сопоставима со стоимостью двухскоростного мопеда или трёх обычных велосипедов. Такие дорогие игрушки покупали обычно родители для своих детей-студентов технических ВУЗов для выполнения ими курсовых работ. Хоть образование было и бесплатное, но все вспомогательные средства за свои деньги.
Каждые 1 мая и 7 ноября по всей стране проводились демонстрации, т.е. проход трудовых коллективов перед трибуной руководства села, города или страны. Руководила всем этим с 1917 года партия большевиков/коммунистов. На каждом предприятии формировалась колонна людей, которые в руках несли транспаранты с лозунгами, портреты вождей, цветные воздушные шары и пр. Чтобы не оставлять маленьких детей одних дома зачастую родители брали их с собой на демонстрации. Таким образом и я приобщился к этому мероприятию с малолетства, с детского сада. Но со временем моё отношение и отношение моих товарищей по школе к этому действу менялось. Не зря говорят: «Многие знания – многие печали».
Малолеткой мне нравилось участвовать в демонстрациях: повадно, много нарядных и весёлых людей, кто-то даже с гармошкой. Если у кого-то улетит воздушный шар, то детвора на перегонки его ловят. Если шар улетел у малолетки в коляске, то шар возвращали ребёнку. Если же у взрослых, то оставляли себе. Возглавлял колонну фабрики «Катушка» – большой любительский духовой оркестр.
В мои младшие школьные годы как-то в сентябре в нашей школе повесили объявление, что набирают ребят для игры на духовых инструментах в составе школьного оркестра. Мы с братом записались тоже, т.к. до этого некоторое время ходили в клуб на «Катушке» в музыкальный кружок и учились играть на кларнете. Пришли и другие ребята, многие нам знакомые. Руководитель распределил имеющиеся в школе музыкальные инструменты: кларнеты, трубы, валторну, альт, баритон, бас, барабан, ударные тарелки. Ребята выучили аппликатуру своих инструментов и начались совместные занятия – разучивали строевые марши. Т.к. времени до 7 ноября очень мало, то разучили в первую очередь простенький марш «Смело товарищи в ногу»
https://yandex.ru/video/preview/3451835181527356393
Это только потом понимаешь, что марш простенький, а тогда мы все вместе много сил потратили и нервов, чтобы группа из 12-ти инструментов играла впопад, не сбивалась, держала ритм. Как только у руководителя хватало нервов?! Он же даже в сердцах ударить виновника не может. Зато товарищи, в очередной раз проштрафившемуся могли и пендаль вкатить, чтоб других не мучал. Мелкие инструменты можно было взять домой для репетиции, а большой бас и барабан не возьмёшь ведь. Да и где дома репетировать, если живёшь в многоквартирном доме?! Голос трубы слышен до сотни метров, т.е. соседи волком взвоют и побить могут.
Вот как было в одном дворе https://yandex.ru/video/preview/6356746047481521290
Мы то с братом жили в частном доме и то было слышно на улице нашу «музыку». А тут ещё один парень из нашего оркестра – Сергей- напросился к нам ходить репетировать партию трубы, т.к. в многоквартирном доме нет возможности сосредоточиться на нотах. Так у нас дома началась вакханалия: два кларнета и труба, как в песенке https://yandex.ru/video/preview/12945819532281371660
Однако, одно дела играть в статике, стоя на одном месте и совсем иное во время движения, синхронного, нога в ногу, не нарушая строй. А дыхалка то одна: и на инструмент и на ходьбу. Особенно тяжко тем, кто нёс тяжёлые и громоздкие бас и барабан. Репетировали в актовом зале стоя и в движении. Руководитель стоя перед нами задавал нам команды дирижёрской палочкой, и мы её видели, а в движении он ведь тоже движется и нас видеть может только боком, как и мы его, т.е. команды отслеживались плохо.
Ну вот и наступила наш выход – 7 ноября. Инструменты предварительно начищены до блеска пастой гои. Зябко, голые пальцы мёрзнут от медных инструментов и клавиш, а варежки не оденешь. Мундштуки ледяные. Одежда тяжёлая, инструменты в руках на весу.
Для справки. В духовом мундштучном инструменте звук/вибрацию извлекают губы, а вся остальная конструкция трубы является резонатором. На морозе губы не очень хотят вибрировать, а если и вибрируют, то в основном от холода «бр-р-р». Поэтому заставить их издавать нужные звуки в холод очень проблематично.
Колонна школы движется тыр-пыр, сплошные остановки и ожидание движения. На некоторых переходах играли марш, потом отдыхали. Когда добрались до площади, то уже устали, переволновались, замёрзли. Перед трибуной прошли кое-как, сбиваясь как по музыке, так и по строю. Первый блин комом.
Однако, в других школах и этого не было, поэтому нас заметили с трибун и выразили благодарность руководству школы за воспитание музыкантов и украшение колонны. От той благодарности и нам досталось: разновозрастных оркестрантов наградили поездкой в Кремль на зимние каникулы. Старшей по поездке назначили старшую пионервожатую – Нину Васильеву.
К первомайской демонстрации мы подготовились уже более тщательно. Расширили свой репертуар красивым маршем «Прощание славянки» https://yandex.ru/video/preview/7113128144058223223
На демонстрации прошли по площади более уверенно, тем более, что было тепло и мы были в лёгкой одежде. Нас даже развернули из школьной колонны и поставили рядом с трибуной, чтобы играть и задавать ритм движения проходящим мимо колоннам, у которых не было своего духового оркестра. Это была наша минута славы и память на всю жизнь.
Увы, наш оркестр, как это часто и бывает, через некоторое время распался и более духовую музыку в колонне нашей школы я не слышал. Инструменты убрали в кладовку, что в актовом зале на сцене справа. Может они до сих пор ещё там и тоскливо ждут своих музыкантов...
Музыкантом я не стал, как и мои сотоварищи по оркестру, но тем не менее, занятия в духовом оркестре мне дали некоторые музыкальные знания, в том числе и в том, что могу по внешнему виду сказать название духового инструмента, что, согласитесь, сделает не каждый. Стал узнавать голоса разных духовых инструментов. И меня радует, если я его угадал раньше по голосу, чем по внешнему виду. И когда у А.С. Грибоедова в «Горе от ума» звучит фраза «…хрипун, удавленник, фагот», то я визуально уже представляю себе этот инструмент и его голос. Так что, «ничто на земле не проходит бесследно…» https://yandex.ru/video/preview/3675748163005794350
В старших классах, по мере постепенного накопления знаний возникло совсем иное восприятие происходящего и возникали нигилистические вопросы: почему мир устроен так, а не иначе? Например, почему мы носим плакаты «Слава КПСС», которая по численности населения составляла только 5…6%, а держит монополию власти уже много лет? К тому же, это очень странный лозунг, восхваляющий самих себя… Или другой лозунг: «Да здравствует международная солидарность трудящихся разных стран!». Как мы можем быть конкретно солидарны в 70-е годы с трудящимися Европы, Северной Америки и Японии, самых развитых стран мира, если там уровень жизни трудящихся выше уровня жизни в нашей стране? Финансировать компартии стран НАТО?! Быть солидарными в их требовании 35-ти часовой рабочей недели и повышении им зарплат до 1.000 долларов и более?! Вопросы есть, а ответов нет.
Или возьмём сам праздник 1 мая: «всемирный день солидарности трудящихся впервые отметили в 1889 году. Такое решение приняли на учредительном конгрессе II Интернационала, прошедшего в Париже. Сам день 1 мая был выбран не случайно — дата служит памятью о событиях 1–4 мая 1886 года, когда в Чикаго пролетарии объявили забастовку, требуя восьмичасовой рабочий день».
Как вы видите сами, выбрали и учреждали дату праздника люди, не связанные с непосредственной обработкой земли. Американские рабочие тоже не связаны с земледелием. Более того, на государственных гербах РСФСР и СССР размещены лозунги «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», которые никак не относится к не пролетарию, т.е. земледельцам, хотя доля сельского населения в СССР в 1926г. составляла 82%, в 1959г.- 52 %, в 1989г. – 34 47_ Но тем не менее, в угоду политической конъектуры земледельцев заставляли праздновать 1 мая, хотя знали, что «весенний день год кормит», но променяли дело на безделье. Земледельцы- это не только колхозники, но и рабочие, что вынуждены обрабатывать землю в своих садах и на огородах, чтобы как-то улучшить своё скудное благосостояние. Вот и получался конфликт интересов: партия тянет людей на гуляние и демонстрацию 1 мая, а земля-кормилица зовёт людей на труд.
Ни на одном транспаранте нет конкретных требований трудящихся, направленных на решение реальных проблем граждан нашего города и района, например, провести магистральный газ и водопровод в частный сектор; или ввести 40-ка часовую рабочую неделю (40-ка часовую рабочую неделю ввели в России в 1992 году сразу после роспуска КПСС); или заасфальтировать дороги и засыпать лужи, или сделать местные спортивные площадки для детей во всех микрорайонах города, или ввести бесплатный круглогодичный проезд для школьников в городском транспорте и по железной дороге и пр.
Абсурд состоял, например, в том, что были школьные билеты для льготного проезда в ж.д. транспорте, но они действовали с 15 сентября по 15 мая. А как известно учебный год в стране начинается 1 сентября, а день знаний ещё раньше, и заканчивается учебный 31 мая, а для сдачи экзаменов и того позднее. И что изменилось в жизни школьников, что они могут и должны уже оплачивать проезд вне установленных временных рамок в полной степени по взрослому тарифу? Они вдруг стали тяжелее по весу или могут сами зарабатывать деньги? А ведь некоторые ребята ездили электричкой к нам в школу для обучения в старших классах.
Странность в проведении демонстраций: постоянная принудиловка, сутолока в организации прохода колонн, верноподданническое приветствие демонстрантами стоящих на трибуне руководителей/хозяев населённого пункта, тех же 5..6%. Это уже военный парад/смотр, а не гражданская демонстрация, как было изначально задумано. Если мы все равны, то трибун начальников и гостей, т.е. привилегий, наверно, быть не должно. Достаточно памятника В.И. Ленину, как основателю советского государства, и памятника жертвам войн. А так получается какое-то зрелище для трибун, шоу. Но и на трибунах не были свободны, в частности, в выборе приветствий, т.к. текст приветствий изначально публиковали в газетах и ему непременно надо следовать.
Странно было смотреть на отношение демонстрантов и организаторов процессий к транспарантам, портретам лиц ЦК КПСС и знамёнам. После демонстрации, сразу за РДК, все эти политические символы представители предприятий закидывали в кузова грузовиков с размаху как дрова. Люди радовались концу всеобщей повинности и ускоренно группами по три человека шли в магазин или домой, где огородников, а таких много в Петушках, ждали весенне-полевые работы. Когда же мне доверили нести знамя школы в 10 классе, то я его вернул туда, откуда взял, т.е., уважительно, как учили, неся на плече, и в кабинет директора школы.
Суммируя всё это и прочее, получалось какое-то двуличие, лукавство: на словах одно, а на деле иное. Почему так? Или мы были идеалистами и брали слова старших за чистую монету. Вот такие получались у задумчивых школьников «размышления у парадного подъезда».
Были занятия, разумеется, и вне стен школы, например, дела по дому, улица, творческие кружки, самостоятельные увлечения…
Но, как известно, всё когда-нибудь заканчивается. Наступило время выпускных мероприятий. Первый тоскливый момент – это последний звонок после окончания 8 класса. Значительная часть ребят покидало школу и ушла учиться в местное ПТУ или иногородние техникумы, некоторые с общежитиями. Было тоскливо осознавать, что совместно прожитые годы заканчиваются и приходится расставаться с теми, с кем сдружились, а некоторые и с первой любовью.
Из остатков бывших трёх восьмых классов сформировали два девятых. К тому же в старшие классы прибыло пополнение из д. Крутово (четыре девушки) и из Старых Омутищ – одна девушка Оля. В их местных школах не было старших классов. Оля добиралась на электричке, а девушки из Крутово на совхозном транспорте или просто пешком. Особенно тяжело добираться из Крутово во время весеннего половодья, когда мост через Клязьму разбирали и пускали моторную лодку – см. «Рассказы земляков. Клязьма».
По окончании 9 класса постепенно возникает странное чувство, что теперь мы самые старшие из учеников во всей школе…
Но вот и пришло время последнего звонка после окончания 10 класса, а потом и выпускного вечера. Вечер был организован в актовом зале школы, где накрыли столы для выпускников, учителей и родителей выпускников. Из спиртного только шампанское. Каждого выпускника вызывали на сцену и вручали аттестат об окончании школы. Выпускники нарядные, особенно девушки, которые пошили по этому случаю специальные платья и сделали причёски. С приветственными напутственными словами выступали педагоги и родители, кто-то отвечал и от учеников. Все друг друга поздравляли. Были танцы. Ближе к 23 часам выпускники вышли из школы и направились на гору на площадь. Многие парни и девушки шли парами под ручку. Беседовали, вспоминали прошедшие годы. На площади встретили выпускников из других школ. Конфликтов не было. К тому же нас предупредили в школе, что если кто набедокурит, то ему тут же испортят характеристику и того уже никуда не возьмут учиться. Потом пошли снова на юг, в сторону школы и стадиона, при этом те выпускники, что жили на этом пути постепенно отсеивались и направлялись в домашнюю гавань. На стадион добралось человек пять, посидели на трибунах немного и тоже разошлись по домам. Было уже часов 5 утра. А часов в 11 уже можно было забрать характеристику из школы и ещё раз проститься с родными пенатами и пришедшими за документами одноклассниками.
Одноклассники расстались, но, как оказалось не все и не навсегда. Через некоторое время встречаю в бане на катушке – насиженное место для местных жителей- Андрея, нашего одноклассника, а тот возьми и скажи, мол женился на Татьяне, нашей однокласснице. А немного погодя узнаю, что и наши одноклассники Миша и Людмила, Вова и Людмила тоже поженились. Вот так! Есть мнение, что одноклассники редко уживаются вместе, а тут всё наоборот, все до сих пор вместе. Совет им да любовь!
P.s. Вот как-то так кратенько, штрихами о том, что запомнилось и осталось в памяти о школе почти полвека спустя.
Если что-то не так или упустил, Вы поправьте меня.
В школе теперь обитают совсем другие люди, наступили другие времена, но в школьные окна по-прежнему смотрят вечные облака
https://yandex.ru/video/preview/16907945336711563318
По воспоминаниям Петра, выпускника школы №3 конца 70-х годов.
2024г.
Продолжение повествования см. в «Рассказы земляков. Учителя школы №3 в 70-е годы» и «Рассказы земляков. Пионерия 70-х»