огласно ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из статей 71 (п. «в» и п. «о») и 76 (ч.1) Конституции Российской Федерации следует, что в уголовном процессе право каждого на получение информации, корреспондирующее названной обязанности органов государственной власти, регулируется уголовно-процессуальным законодательством и что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание и установить правовые механизмы, условия и порядок его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям.
В связи с тем, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, основанным на Конституции Российской Федерации, вышеуказанное конституционное положение имеет непосредственно действие и позволяет заявителю ознакомиться с материалами доследственной проверки, проведенной по его заявлению о преступлении.
Конституция Российской Федерации предусматривает - исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов - разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию. При этом согласно ее ч.3 ст.55 данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом, а законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и исключали бы его судебную защиту. Иное противоречило бы ст.45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод гарантируется и каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом.
В связи с тем, что нормы уголовно-процессуального законодательства не содержат детальной регламентации прав и обязанностей участников доследственной стадии уголовного производства, то, по мнению суда, в данной ситуации возможна аналогия уголовно-процессуального закона, запрет на которую Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит. Статьей 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право потерпевшего на снятие копии с уголовного дела. Одной из задач уголовного судопроизводства, согласно ст.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, является защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, потерпевший и лицо, подавшее заявление в правоохранительные органы о совершенном в отношении нег преступлении, сходны по своим функциям и назначению – защита своих прав и законных интересов от их незаконного нарушения со стороны других лиц.
В связи с чем доводы ответчика о том, что право на снятие копии материалов участники производства, включая потерпевшего, имеют только в отношении возбужденного уголовного дела, суд находит не состоятельными, законодателем на федеральном уровне не ограничено право и способы ознакомления с материалами доследственной проверки лицом, по обращению которого проводилась проверка на предмет возбуждения уголовного дела, включая снятие копий с материалов доследственной проверки.
Ограничение права, вытекающего из ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия ч.2 ст.24 Конституции России должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч.2 ст.145 и ч.4 ст.148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2000 № 191-О и от 19.02.2003№ 78-О).
Федеральный закон "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (ч.1 ст.1). Следовательно, действие этого Закона не распространяется на отношения по собиранию, проверке, хранению сведений в процессе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел и сам по себе он не может ограничивать права участников уголовного процесса и заявителей о преступлениях на ознакомление с материалами уголовных дел и проверок сообщений о преступлениях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О).
Таким образом, суд критически оценивает доводы ответчика на недопустимость разглашения персональных данных Л. путем предоставления истцу возможности снять копии с его объяснений, а ссылку на ст.7 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» считает не состоятельной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности (неправомерности) отказа отдела МВД России по г.Березовскому в предоставлении истцу Киселеву И.В. возможности снять копию с объяснения Л...............нашла в инете аналогичную ситуацию, что делает сейчас Петушинская прокуратура- не законно