LADA RIVA: РАБОТАЕТ НА СВЁКЛЕ, ПЕРЕДАЕТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ И ДЕРЖИТ НА СЕБЕ РОССИЮ
Сегодня мы наблюдаем много русских в нашем огромном и обширном мире, и они, кажется, довольно хорошо обеспечены.
У них всегда большие часы, огромных размеров автомобили и украшенные вышивкой джинсы. У многих даже есть свои футбольные клубы.
Поэтому, представите вы, что на месте генерального директора авиакомпании, вы бы направили для работы на московском направлении множество самых новых, самых блестящих самолетов самых последних моделей – чтобы впечатлить этих не так давно ставших богатыми людей. Что удивительно, компания “British Airways” делает всё с точностью до наоборот.
По своему опыту я узнал, что “British Airways” свои лучшие самолеты направляет на трансатлантические направления, и когда узлы и агрегаты слегка поизносятся, воздушные суда освобождаются от службы в международном аэропорту имени Джона Кеннеди и используются для доставки отдыхающих на Карибские острова. Когда же крылатые машины уже неспособны выполнять даже эту миссию, они используются для перевозки людей из Уганды и обратно. Я думал, что после этого их пускают на металлолом – или продают Анголе. Но нет.
Кажется, затем их передают пожарным службам для отработки личным составом эвакуации пассажиров, а затем – в Особую воздушную службу SAS, где спецназовцы бегают туда-сюда внутри сгоревших планеров, стреляя в воображаемых террористов. После этого самолеты эти используются на московских рейсах.
Недавно я летел рейсом “British Airways” в Россию, и чтобы вы могли представить себе, насколько устаревшим был самолет, я скажу следующее: система развлечения на борту использует пленочные VHS-видеокассеты. А чтобы сделать качество ещё менее впечатляющим, они установили экраны с диагональю менее двух дюймов. К тому же, экран был установлен на переборке на расстоянии в несколько футов от моего лица. А ещё он был сломан. Сидение унитаза было также поломано.
Я уже собирался писать письмо председателю правления “British Airways”, чтобы объяснить ему, насколько неправильные вещи у него тут творятся. Использовать свои лучшие самолеты для конкурирования с американскими авиалиниями, на которых в основном работают толстые, округлые с командирскими замашками женщины и где подается ужасная еда – это то же самое, что клубу «Челси» направить свой лучший состав для матча против команды «Донкастер Роверс».
Я уж было собирался ему сообщить – а он явно этого не знает – что Берлинская Стена пала, и что русские уже не стоят по шесть лет в очередях за свёклой и их не расстреливают, когда они говорят, что свёкла эта слегка подпорченная.
Также я собирался было пригласить его на экскурсию по ГУМу – универмагу на Красной площади. Были времена, когда люди ехали сюда за тысячи миль, потому что как раз был завоз каких-нибудь карандашей. Сейчас торговые центры “Westfield” в Лондоне кажутся эфиопскими лавчонками по сравнению с ГУМом. Тут самые маленькие часы на витринах больше, чем тот экран, который я так и не смог увидеть работающим во время моего полета, а нижнее белье стоит дороже моего авиабилета.
Но всё сводится не только к материальным ценностям. Сегодня в России люди вольны говорить всё, что взбредёт им в голову. Попробуйте говорить, как русские у нас в Британии, и вас раскритикуют в пух и прах за расизм и повесят ярлык ханжи. Предлагаете уменьшить возраст совершеннолетия до 12 лет? Давайте. Люди не назовут вас педофилом; им будет интересно услышать, почему вы считаете, что это нужно сделать. Тут люди жили 70 лет без малейшей возможности что-либо обсуждать, и сегодня они хотят обсуждать всё.
Конечно, вы не сможете явно негативно писать о Владимире Путине, если, конечно, вы не хотите в вашем завтраке найти что-нибудь радиоактивное. Но вы можете говорить что угодно. С кем бы вы ни говорили. Я нахожу это чертовски либеральным.
Есть и другие вещи. Если бы в Британии Сэр Филипп Грин или Лорд Сэр Шугар (британские магнаты – прим. пер.) провели ночку в ресторане ‘Wolseley’ в самом центра Лондона, целуясь взасос с отрядом длинноногих девиц легкого поведения, то злые языки начали бы свою работу немедленно. В России такое положение вещей воспринимается вполне нормально.
Пока я был в России, мой друг написал мне: «Будь осторожен. Москва вредна для твоей души». Он ошибается. Москва не вредна для вашей души, но, бьюсь об заклад, не стоит тут искать невесту, а ваш банковский счет и джентльменское достоинство могут пострадать.
Москва гудит и шумит. Обязательно попробуйте «мозговые косточки» в ресторане «Кафе Пушкинъ» и проведите несколько минут, пытаясь отыскать на дороге автомобиль, который по нашим британским ценам стоил бы менее 50 тысяч фунтов. Потом обратите внимание на тротуары и попробуйте найти хоть одну полную девушку, или девушку ростом менее 180 сантиметров. Или такую, на которой не было бы красивых джинсов. Не знаю, под какие сны случаются поллюции у Хью Хефнера (основателя журнала “Playboy” – прим. пер.), но мне кажется, что во снах он гуляет именно по этим улицам.
Я сходил в Кремль и обнаружил, что его полностью отремонтировали и обновили. Причем реставрация не показывает, как Кремль выглядел в прошлом. Наоборот, дипломаты видят величие будущего. Каждая комната создает такое ощущение, что вы заглянули в сознание страдающей тягой к золоту четырехлетней принцессы.
И потом, как раз в тот самый момент, когда я уже вообразил, будто Россия выглядит словно дитя любви родителей Монте Карло и Кувейта с небольшой помощью Оникса на Темзе, мне кто-то вдруг сказал, что Lada Riva (экспортное название ВАЗ-2107 – прим. пер.) еще в производстве. Простите, но это всё равно, что вам скажут, будто король Саудовской Аравии сам стирает свою одежду – в тазике с доской для стирки.
Почему Lada всё еще производит эту модель? Как может кто-то из тех, кого я наблюдал в течение моего визита, хотеть такую плохую машину? Или её радикально улучшили, и она уже не является основной «диетой на колесах» для потомков Артура Скаргилла (бывший главный агент советского влияния в Британии – прим. пер.). Я должен был всё выяснить. И я это сделал. Машина не изменилась и не улучшилась. На самом деле она стала ещё хуже.
Lada Riva была рождена в 1966 году в Турине и была известна как Fiat 124. Fiat тогда имел дело с коммунистами, помогая строить завод в России, на котором бы продолжалось производство автомобилей устаревших конструкций. Так Fiat 124 стал Lada Riva.
Фанаты этой модели вам скажут, что многое изменилось за эти годы, но я сообщу, что не изменилось ровным счётом ничего. Кроме лишь того, что теперь эту машину производят в таких великих странах автостроения, как Украина и Египeт.
Не знаю, где делали ту машину, на которой я ездил. Или кто её делал. Но подозреваю, что её создатель был явно на что-то зол – потому что машина ужасна. Рулевая колонка крепится так, будто она приварена к панели приборов намертво, и совсем не поворачивается. Тормоза работают так, что при каждом торможении машина ускоряется немного и в то же время резко виляет влево.
Кнопки на приборной панели размещала, кажется, сама Джанет Эллис, ведущая детской передачи “Blue Peter”, а двигатель явно подняли из бетономешалки, которая провела последние 30 лет, пережевывая солдат-повстанцев в Южном Судане.
Раньше эта модель могла разгоняться от 0 до 60 миль в час. Могла, когда её производили на Fiat. Став «Ладой», машина уже вообще не могла двигаться. И, скажу вам, ребята, она паршиво сделана.
Когда я в итоге переехал её монстр-траком (во время шоу “Top Gear Live”, проходившем в Москве 24-25 февраля 2012 г. – прим. пер.), она просто сложилась пополам. И для полной перспективы приведу следующее сравнение: когда тот же монстр-трак переехал CityRover индийского производства, машина осталась в весьма даже неплохом состоянии.
Так почему Lada Riva ещё в производстве? Почему люди в России её до сих пор покупают? Быть может, всё дело в том, что за белоснежной, отделанной золотом, улыбкой Москвы прячется остальная часть страны, которая – как бы это сказать – слегка бедствует?
Иными словами, возможно председатель правления “British Airways” знает кое-что, что я не совсем понимаю: что те, кто могут позволить себе летать в России, летают на собственных самолетах.
А те, кто не могут себе этого позволить, застряли там, где-то посреди огромного ничто, варя брюкву и надеясь, что в один прекрасный день они смогут купить эту машину. Которая, ещё находясь новой в витрине автосалона, уже устарела на 45 лет.
Вердикт Кларксона: машина так плоха, что портит само имя “Lada”.
Lada Riva (ВАЗ-2107)
Цена: 206 900 рублей (£4 461)
Разгон: нет данных
Максимальная скорость: 149, 7 км/ч.
Дата релиза: уже в продаже – и всегда была последние 45 лет.
Вердикт: машина так плоха, что портит само имя “Lada”.
Оценка критика
Двигатель: 1568 см³, четырёхцилиндровый
Мощность: 72 л.с. при 5300 об/мин.
Крутящий момент: 116,72 Нм при 3750 об/мин.
Трансмиссия: пятискоростная ручная
Расход топлива: 8,4 л. / 100 км.
Выброс СО2: нет данных